Главная / Блог
26 Сен 2017, Вторник, 00:52
ad1fa3b3ebda0d42904feda12cff9791.jpg

nasheditya.ru

Картотека дидактических игр для старшей группы

«Что это такое?»

Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах; развивать фантазию.

Ход игры. Дети становятся в круг. Педагог стоит в центре круга. Он кладет предмет (или предметы) в середину круга и предлагает ребятам подумать, на что он (они) похож (и). Затем педагог бросает мяч кому-либо из детей. Этот ребенок должен ответить, остальные ребята дополняют ответ ребенка.

 

 

«Земля, вода, огонь»

Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

Ход игры.  Играющие становятся в круг, в середине круга-ведущий. Он бросает мяч ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное обитающее в этой среде; при слове «огонь» - отбросить мяч. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

 

«Что лишнее?»

Цель: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Педагог называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времен года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; пожелтели листья на деревьях; идет уборка урожая; падает пушистый белый снег).

 

«Мое облако»

Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

 

«Игра в загадки»

Цель: расширять словарный запас детей.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Педагог загадывает детям загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает детям загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

 

«Закончи предложение»

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры.  Педагог (или ребенок) начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…» Остальные дети заканчивают его и составляют начало нового предложения.

 

«Отгадайте, что за птица»

Цель:  учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры. Педагог предлагает одному ребенку описать птицу или загадать о ней загадку. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

 

«Бывает – не бывает» (с мячом)

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры.  Педагог произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

 

«Найди противоположное слово»

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры.  Педагог задает предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то она…» и т.д.

 

«Кто больше знает?»

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Ход игры. Педагог: «У меня в руках стакан. Кто скажет, для чего он может быть использован?» Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

 

«Скажи по-другому»

Цель: учить подбирать синонимы.

Ход игры. Педагог говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например: стужа-мороз).

 

«Кто же я?»

Цель: учить называть указанное растение.

Ход игры. Педагог быстро указывает пальцем растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

 

«Что растет в лесу?»

Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры. Педагог выбирает 3-х детей и предлагает назвать, что растет в лесу. Называет: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает назвавший больше грибов и деревьев.

 

«Где что можно делать?»

Цель: активизировать в речи детей глаголы.

Ход игры. Педагог задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу?  (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

 

«Живая и неживая природа»

Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая (неживая) природа», - говорит педагог и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал педагог).