Главная / Блог
kniga1.jpg

ds-lastochka.kaluga.prosadiki.ru

Развитие речевой культуры дошкольников посредством игр

Проблема речевого развития у детей актуальна в 21 веке. Родной язык играет важную роль в формировании личности человека. Речь, является психической функцией.  С помощью речи дети познают мир, учатся высказывать свои мысли и взгляды. Нормальное развитие речи нужно ребенку для хорошего обучения в школе. 

Для формирования речи воспитатели и родители должны организовывать нужные условия: организовывать образовательную среду, разнообразить жизнь ребенка, мотивировать ребенка говорить. Образовательные учреждения тоже должны организовать необходимые условия: воспитатель – образец правильной речи,

В своей работе с детьми по развитию речи я использую методическую литературу:

Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации

Гербова  В. В. Развитие речи в детском саду:

Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте

Косинова Е.М. Уроки логопеда "Игры для развития речи"

 Интернет источники

Работу по развитию речи  провожу с детьми, родителями.

Думаю, что очень важно  значение в развитии речи детей размещение игр и  дидактических пособий, возможность для детей,  где можно уединиться, посидеть, поиграть за столом, рассмотреть иллюстрации. Все это мы организовали в групповой комнате.

В группе созданы условия  для сюжетно – ролевых игр, такие как «Магазин», «Игрушки у врача», «День рождения куклы Кати», «Строим дом», «Театральное представление» , «Уложим кукол спать» , «Парикмахерская».

 Мини-библиотека «Книжка малышка» в ней представлены такие книги как: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Два жадных медвежонка», «Упрямые козы», «У солнышка в гостях», «Лиса-нянька», «Храбрец-молодец», «Пых «Петух и лиса», «Свинья и коршун»,Серия книг зайчик Сева.

Уголок театрализации, в нем имеется настольные и магнитный театр:  «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Три медведя» «Курочка ряба».

Так же с детьми играем в разнообразные дидактические игры,  например:

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Три медведя»

 «Светофор»

Цель: Учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Игра «Громко – тихо»

"Назови ласково"

 «Чудесный мешочек»

И многие другие игры.

Карточки для артикуляционных упражнений, на которых изображение с правильное выполнение гимнастики.

 

В своей работе по развитию речи так же использую рассказы по картинкам, составление описательных рассказов, дыхательная гимнастика, разучивание пальчиковых игр таких как:

«Дождик»

«Пироги отличные»

Предметно – развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами.  

Отдельное внимание я уделяю детям, у которых малая речевая активность, для этого провожу индивидуальную работу, на автоматизацию звуков, разучивание чистоговорок, артикуляционная гимнастика, разнообразные дидактические игры («Опиши предмет», «Чего не стало» «Четвертый лишний»)

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал  увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Использованные источники

  1. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2016. —– 524 c. 
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2006. –№1. –  С. 59-66.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2021
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерство образования науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.