Сказка о хохломе.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.
В заволжском селе небольшом
Жиле крестьяне, трудом богатые
(Об этом скажу я еще потом).
Крестьянину главное что? Стены дома и печь.
Печь, что кормит, греет и лечь
На полатях поспать можно, ежели что …
… Давно это было, ребята, очень давно.
Умели тогда, в старину, люди жито растить.
При малом достатке умели счастливыми быть.
Природу любили, и знали, и уважали.
За нею следили, творили –
Трудами своими потом восхищались.
Я вам из кошницы достану орудия труда
А после урока опять положу их туда
Для того, чтоб карбованец в дом заработать,
Семью с пол зимы прокормить,
Нужно было внимательными людям быть.
… Ночь, месяц в небе взошел.
Он похож был на серп.
А серпом, не умеючи, многие резали руки.
И травою осокою резали.
Вот потому, не от скуки,
И назвали травою-осочкою кисти мазок первый
Дождь по небу ночному прошел.
А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо!
Капля, капелька. Следом – еще и еще.
Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!»
Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет.
А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет.
Глянул на реку: волны кривые бегут …
…С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут.
С утра до полдня пашню крестьянин пахал.
Там, где надо, он пни и кусты корчевал.
В вечер поздний, когда он за промысел сел,
Наш мужик, с удивления, аж обомлел!
Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить,
От криуля взять часть – усик или завиток –
То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить.
И орнамента можно немного приблизить итог.
Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так.
«Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!»
Обратила вниманье жена на работу супруга,
Своего ненаглядного, милого спутника-друга.
Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок
И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк!
Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла.
Куст малины тихохонько в кузов обобрала.
Положила сюда же смородинок несколько вряд.
А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят.
А когда я из лесу уже возвращалась домой,
Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой.
Засияли все ягодки да и запахли все краше …»
«Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше!
Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд,
Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!»
«Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. –
Кормит нас, одевает и украшает Земля!
Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент,
То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть.
Мы ковши все да ложки обмажем сметаною - павом,
Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром,
А потом золотыми распишем цветами, листами,
Для симметрии усик с криулем загнем.
Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском,
Да обсушим еще раз в печи,
Да закрепок сведем …
Вот тогда мы не только в Руси всем известны –
По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!»
Так они и решили. Мы ж с вами сегодня
Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья!
Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный!
Столь хорош он собою, что он не у