Главная / Блог
dsc_5123.jpg

www.rusvelikaia.ru

Сказка о хохломе.

Хохлома  — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.

В заволжском селе небольшом 
Жиле крестьяне, трудом богатые 
(Об этом скажу я еще потом). 
Крестьянину главное что? Стены дома и печь. 
Печь, что кормит, греет и лечь 
На полатях поспать можно, ежели что … 
… Давно это было, ребята, очень давно. 
Умели тогда, в старину, люди жито растить. 
При малом достатке умели счастливыми быть. 
Природу любили, и знали, и уважали. 
За нею следили, творили – 
Трудами своими потом восхищались. 
Я вам из кошницы достану орудия труда 
А после урока опять положу их туда 
Для того, чтоб карбованец в дом заработать, 
Семью с пол зимы прокормить, 
Нужно было внимательными людям быть. 
… Ночь, месяц в небе взошел. 
Он похож был на серп. 
А серпом, не умеючи, многие резали руки. 
И травою осокою резали. 
Вот потому, не от скуки, 
И назвали травою-осочкою кисти мазок первый 
Дождь по небу ночному прошел. 
А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо! 
Капля, капелька. Следом – еще и еще. 
Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!» 
Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет. 
А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет. 
Глянул на реку: волны кривые бегут … 
…С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут. 
С утра до полдня пашню крестьянин пахал. 
Там, где надо, он пни и кусты корчевал. 
В вечер поздний, когда он за промысел сел, 
Наш мужик, с удивления, аж обомлел! 
Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить, 
От криуля взять часть – усик или завиток – 
То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить. 
И орнамента можно немного приблизить итог. 
Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так. 
«Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!» 
Обратила вниманье жена на работу супруга, 
Своего ненаглядного, милого спутника-друга. 
Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок 
И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк! 
Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла. 
Куст малины тихохонько в кузов обобрала. 
Положила сюда же смородинок несколько вряд. 
А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят. 
А когда я из лесу уже возвращалась домой, 
Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой. 
Засияли все ягодки да и запахли все краше …» 
«Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше! 
Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд, 
Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!» 
«Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – 
Кормит нас, одевает и украшает Земля! 
Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент, 
То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть. 
Мы ковши все да ложки обмажем сметаною - павом, 
Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром, 
А потом золотыми распишем цветами, листами, 
Для симметрии усик с криулем загнем. 
Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском, 
Да обсушим еще раз в печи, 
Да закрепок сведем … 
Вот тогда мы не только в Руси всем известны – 
По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!» 
Так они и решили. Мы ж с вами сегодня 
Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья! 
Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный! 
Столь хорош он собою, что он не у