Сказка о хохломе.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.
							В заволжском селе небольшом 
 Жиле крестьяне, трудом богатые 
 (Об этом скажу я еще потом). 
 Крестьянину главное что? Стены дома и печь. 
 Печь, что кормит, греет и лечь 
 На полатях поспать можно, ежели что … 
 … Давно это было, ребята, очень давно. 
 Умели тогда, в старину, люди жито растить. 
 При малом достатке умели счастливыми быть. 
 Природу любили, и знали, и уважали. 
 За нею следили, творили – 
 Трудами своими потом восхищались. 
 Я вам из кошницы достану орудия труда 
 А после урока опять положу их туда 
 Для того, чтоб карбованец в дом заработать, 
 Семью с пол зимы прокормить, 
 Нужно было внимательными людям быть. 
 … Ночь, месяц в небе взошел. 
 Он похож был на серп. 
 А серпом, не умеючи, многие резали руки. 
 И травою осокою резали. 
 Вот потому, не от скуки, 
 И назвали травою-осочкою кисти мазок первый 
 Дождь по небу ночному прошел. 
 А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо! 
 Капля, капелька. Следом – еще и еще. 
 Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!» 
 Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет. 
 А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет. 
 Глянул на реку: волны кривые бегут … 
 …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут. 
 С утра до полдня пашню крестьянин пахал. 
 Там, где надо, он пни и кусты корчевал. 
 В вечер поздний, когда он за промысел сел, 
 Наш мужик, с удивления, аж обомлел! 
 Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить, 
 От криуля взять часть – усик или завиток – 
 То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить. 
 И орнамента можно немного приблизить итог. 
 Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так. 
 «Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!» 
 Обратила вниманье жена на работу супруга, 
 Своего ненаглядного, милого спутника-друга. 
 Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок 
 И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк! 
 Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла. 
 Куст малины тихохонько в кузов обобрала. 
 Положила сюда же смородинок несколько вряд. 
 А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят. 
 А когда я из лесу уже возвращалась домой, 
 Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой. 
 Засияли все ягодки да и запахли все краше …» 
 «Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше! 
 Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд, 
 Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!» 
 «Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – 
 Кормит нас, одевает и украшает Земля! 
 Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент, 
 То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть. 
 Мы ковши все да ложки обмажем сметаною - павом, 
 Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром, 
 А потом золотыми распишем цветами, листами, 
 Для симметрии усик с криулем загнем. 
 Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском, 
 Да обсушим еще раз в печи, 
 Да закрепок сведем … 
 Вот тогда мы не только в Руси всем известны – 
 По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!» 
 Так они и решили. Мы ж с вами сегодня 
 Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья! 
 Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный! 
 Столь хорош он собою, что он не у 
								

